Стрим о вечном под Бетховена: что нужно знать о новом романе Виктора Пелевина «KGBT+»

Сегодня в России стартуют продажи нового романа Виктора Пелевина «KGBT+». Редактор художественной литературы «ЛитРес» Анна Данилина уже прочитала книгу и делится своими впечатлениями.

Стрим о вечном под Бетховена: что нужно знать о новом романе Виктора Пелевина «KGBT+» (фото 1)
Стрим о вечном под Бетховена: что нужно знать о новом романе Виктора Пелевина «KGBT+» (фото 1)
Стрим о вечном под Бетховена: что нужно знать о новом романе Виктора Пелевина «KGBT+» (фото 2)
Стрим о вечном под Бетховена: что нужно знать о новом романе Виктора Пелевина «KGBT+» (фото 2)
Стрим о вечном под Бетховена: что нужно знать о новом романе Виктора Пелевина «KGBT+» (фото 3)
Стрим о вечном под Бетховена: что нужно знать о новом романе Виктора Пелевина «KGBT+» (фото 3)

«KGBT+» — девятнадцатая по счету книга Виктора Олеговича. Произведение, вышедшее в издательстве «Эксмо», на пятьсот с лишним страниц представляет собой две повести, герои которых окажутся знакомы читателям предыдущей истории «Transhumanism Inc.». Действие развивается в том же фантастическом мире будущего, где человечество научилось жить вечно. Само название — отсылка к философской идее, последователи которой стремятся с помощью научных достижений минимизировать или свести к нулю старение, болезни и даже смерть.

Итак, ученые из компании Transhumanism Inc. научились поддерживать жизнь мозга отдельно от тела. Ведь нейронные клетки не стареют, в отличие от всех других в организме. Но эта технология доступна только очень обеспеченным людям: бизнесменам, банкирам, руководству стран. Их мозги после смерти помещены в специальные банки на один из десяти уровней-траеров в зависимости от достатка. Оттуда они с помощью симуляций продолжают виртуальное существование и взаимодействие с простыми людьми, которые остались жить во плоти на земле. Последних называют гомиками (спокойствие: это сокращение от homo sapiens). У каждого есть свой QQ-код. Чтобы их было проще контролировать, они носят ошейники-кукухи, а в головы им вживляют импланты. Так удобная для баночных информация поступает сразу в мозг, программируя на нужные действия.

«Наша боль отмерена ровно в той пропорции, чтобы мы всю жизнь на что-то надеялись»,

— говорит один из героев первой повести — «The straight man. Дом Бахии» — о человеке из древнего рода самураев. Он много лет провел в монастырях, постигал учение Будды, заучивал мантры и сутры, а потом оказался младшим офицером оккупационной армии в Бирме 1940-х. Его взяли штабным переводчиком. Когда начался муссон и работы убавилось, мужчина стал наведываться в старинный монастырь неподалеку. Один из монахов говорил по-английски — и мужчины обсуждали древнеиндийские тексты, теорию Платона о пещере, возможность спастись от страданий и остановить переживания (не это ли всех сейчас волнует?). Как говорил монах, все создает разум, а если избавиться от внутренних комментариев, в увиденном останется только увиденное, в услышанном — услышанное и не более того... Куда приведут солдата эти философствования и глубокие медитации и кто он такой, спойлерить не буду. Имя узнаете только под конец, но не только имя станет неожиданным открытием.

Вторая часть — «The late man. KGBT+» — о полной невероятными событиями жизни молодого человека по имени Саловат. Он родился в семье влюбленной пары из рассказа «Свидетель Прекрасного», но и тут не все так просто (пока придется поверить на слово). Родителей он потерял, сестру-двойняшку забрали родственники. 15-летнего парня отправили в интернат Преторий, где из него 3,5 года растили солдата. Первое же серьезное задание он провалил, и его отчислили. Тогда парень увлекся необычным направлением в искусстве — вбойкой. Что-то кардинально новое в его мире давно не появлялось. Этот вид творчества напоминает рэп, только вбойщик на выступлениях-стримах зачитывает текст не вслух, а передает свою мысль прямо на импланты каждому зрителю в зале. Причем так умело и органично, что «слушатели» могут даже принять его мысли за собственные. Саловату повезло, его берет под крыло крутой продюсер Люсефедор, а музой становится затянутая в комбинезон из кожи Герда. Она, кстати, предложила взять для аранжировки классику Бетховена. Вдобавок парню дают новое имя — KGBT+, которое все время трактуется по-разному. Под конец мужчина и сам забывает значение. За первыми буквами, например, может скрываться отсылка к сказке Андерсена про Кая и его верную подругу-спасительницу.

Но парень не задумывался о цене успеха, пока не оказался замешан в убийстве барона Ротшильда. За преступление, о котором герой не помышлял, его сажают на 82 года в тюрьму, только не простую, а баночную. Да-да, своими вбойками он заработал на первый траер. Интересно, что компанию ему составляют симуляции Толстого, Чехова, Чайковского, Гагарина и Жукова (который маршал). Как так получилось, есть ли у героя надежда на свободу, как строить отношения с искусственным интеллектом и при чем тут маяк Сасаки-сана, который в «Поединке» из «Transhumanism Inc.» устраивал бои с девушками-самураями? Ответы на эти вопросы есть, конечно, в книге.

Вбойки тут, кстати, нечто особенное, после прочтения хочется перечитать их независимо от всей истории и переосмыслить.

Параллельно исповеди KGBT+ дает советы-мемы по поводу разных жизненных ситуаций: «Не радуйся чужим бедам. В этот момент ты заказываешь их для себя». Или: «Не смешивай творческое с личным. Нагадишь себе здесь и там». Есть над чем задуматься, чему научиться и чего избегать. Единственное, что хочется особо отметить, — книга с ограничением 18+, хотя рассказчику повести KGBT+ по сюжету поставили возрастной ценз даже 28+. Но без некоторого накала и эпатажа романы Пелевина уже сложно представить. Если не отталкивают драки на страпонах с присосками, фем-абьюзеры, антиутопичность и рептилоидные и вампирские мотивы, то

«эта книга может оказаться самой важной в твоей жизни — если ты из тех, кому адресовано это послание. Она может оказаться и простой развлекухой на пару вечеров, что тоже неплохо по нашим мрачным временам».

Лично мне новинка попалась в нужное время. Хотя, признаюсь, пару раз от некоторых откровенных и жестких эпизодов возникало желание зажмуриться. Уже закончив чтение, я продолжаю прокручивать в голове и анализировать авторские идеи, а не это ли показатель, что роман по-настоящему задел? Хотелось бы, как Пиррон из Греции, обрести непоколебимое спокойствие, научив неугомонного внутреннего критика безоценочно воспринимать события, чтобы сохранять в любой ситуации стержень и стойкость духа.

По специальному промокоду BURO15AB на сайте «ЛитРес» вы сможете получить скидку 15% на абонемент сервиса на 1 месяц.