Почему важно поддерживать коллег и как это делать? Узнали у эксперта
Здоровая атмосфера на рабочем месте подразумевает не только экологичное общение, но и поддержку друг друга в сложных ситуациях. Особенно в настоящий момент. Поговорили с Юлией Карасевой, основательницей компании по оказанию услуг в области Well-Being и HR-консалтинга Inbalansy, о том, как правильно общаться с коллегами в эмоционально нестабильные времена.

Юлия Карасева
основательница компании Inbalansy
Представьте, обычно Андрей заходит в рабочий чат в хорошем настроении и общается с коллегами перед тем, как начнется встреча, делится идеями, попивая утренний кофе. Но в последние несколько дней он сам не свой: выглядит замкнутым и тихим, опаздывает и редко вступает в диалог. Как поступить в сложившейся ситуации? Поинтересоваться о жизни или оставить все как есть?
Давайте будем честными, большая часть людей с коллегами проводит значительно больше времени, чем со своей семьей. И даже учитывая удаленку. Именно поэтому коллеги становятся чуть ли не первыми, кто может распознать признаки эмоциональной нестабильности. Как реагировать, если с сотрудником отдела что-то не так? Что сказать и как?
НАУЧИТЕСЬ РАСПОЗНАВАТЬ ПРИЗНАКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ

Печаль или отстраненность обычно связаны с эмоциональным стрессом, но вспышки гнева и раздражительность также являются признаками накопившегося напряжения. Есть и ряд других симптомов:
ПРЕДЛОЖИТЕ ПОДДЕРЖКУ КОЛЛЕГАМ, КОТОРЫМ ПЛОХО

Если у вас налаженные отношения с коллегой, который переживает непростые времена, не бойтесь протянуть руку помощи. Например, если коллега переживает серьезную болезнь родителя/родственника, уместно сказать: «Сожалею по поводу твоей сложной ситуации. Что могу сделать для тебя? Я рядом, если ты захочешь поговорить».
Если не знаете, что именно вызвало такое состояние, но видите, что что-то не так, все равно можете предложить поддержку. Например, с помощью фразы: «Мне кажется, что ты как будто сам не свой. Могу ли что-нибудь сделать, чтобы помочь тебе?»
ДРУГИЕ СПОСОБЫ ОКАЗАНИЯ ПОДДЕРЖКИ:
ВАЖНО, ЧТО И КАК ВЫ ГОВОРИТЕ
Даже люди с хорошими намерениями способны сказать что-то не так, не подумав. Избегайте следующих ответов и реакций:
Не осуждайте и не оценивайте. Избегайте фраз, которые могут заставить коллегу почувствовать себя глупым и слабым.
Не обесценивайте чувства, говоря «а кому сейчас легко», «не делай из мухи слона», «это ничего страшного» или «я и похуже ситуации переживал».
Не сравнивайте ситуацию со своей или с другого человека: «А вот Елена справилась, а у нее еще и похуже ситуация была».
Не пытайтесь поставить диагноз: «Мне кажется, у тебя депрессия».
Не делайте предположений, не домысливайте и не заставляйте раскрывать ту информацию, которой не хочется делиться в настоящий момент.
КОГДА НЕОБХОДИМО ПОЗВАТЬ НА ПОМОЩЬ

Если коллега делает заявления, которые могут свидетельствовать, что ситуация кризисная, важно предупредить руководителя или отдел персонала. Такие комментарии, как «я пустое место», «я никчемный», «никто не любит меня… я никому не нужен», следует воспринимать всерьез, даже если это сказано в полушутливой манере.
Если есть риск причинения вреда себе или другим людям, стоит сразу обратиться в экстренную оперативную службу. Также целесообразно сказать руководителю или сотруднику отдела по работе с персоналом, если поведение коллеги влияет на вашу работоспособность.
В целом, это просто по-человечески — поддерживать друг друга. Последние несколько лет поддержка коллег, родных и близких важна как никогда, чтобы лучше справляться с тревогой, неопределенностью и постоянно меняющейся жизнью. Само осознание, что на работе есть коллеги, на которых я могу положиться, которые поддержат меня и поймут, делают нас более устойчивыми к трудностям и прибавляют сил.