Как текстиль становится искусством. Рассказывают художники «Открытых студий «Винзавода»»

Текстильное дело — одно из древнейших и важнейших для человека. И нет ничего удивительного в том, что ткани использовались и используются для создания произведений искусства. Вышивка, вязание, шитье, макраме, коллажи — современные художники могут выражать свои идеи множеством способов. Узнали у участников восьмого сезона «Открытых студий "Винзавода"», как они работают с текстилем и за что его любят.

Как текстиль становится искусством. Рассказывают художники «Открытых студий
Как текстиль становится искусством. Рассказывают художники «Открытых студий "Винзавода"» (фото 1)

Анастасия Ковалёва

В своих работах я часто использую текстиль. В нем есть тепло и человеческое присутствие, которого, например, я не ощущаю в мраморе. И хотя текстиль — отличный способ передать телесность, всегда есть опасность скатиться в костюм. Я часто украшаю свои объекты жемчугом или бисером. Для меня это про сакральный след в культуре.

Как текстиль становится искусством. Рассказывают художники «Открытых студий
Как текстиль становится искусством. Рассказывают художники «Открытых студий "Винзавода"» (фото 2)

Нередко использую бархат, жемчуг и бисер природных цветов. Мне нравится, что, с одной стороны, это отсылает к классическим костюмам, старой живописи, красивым украшенным алтарям, а с другой — к природному камню и живой материи.

Идея рождается интуитивно. Обычно приходит образ, который я хочу воплотить, потом понимание того, что он значит и как донести это до зрителя. Основной темой моих работ является «другой» — тот, через которого мы формируем собственный образ и свою идентичность. И больше нас пугает именно тот другой, который ближе всего к нам. Поэтому для меня так важны деформации, мутации или любые отклонения от нормы…

Как текстиль становится искусством. Рассказывают художники «Открытых студий
Как текстиль становится искусством. Рассказывают художники «Открытых студий "Винзавода"» (фото 3)
Как текстиль становится искусством. Рассказывают художники «Открытых студий
Как текстиль становится искусством. Рассказывают художники «Открытых студий "Винзавода"» (фото 4)

Я решила, что «Открытые студии» будут отличным поводом для эксперимента и выхода к большим объемам. Сейчас я пытаюсь найти ужасное в красоте и обращаюсь к образу, близкому к мощам. Последние пару лет показали, насколько хрупкой и уязвимой может быть жизнь. Хочу посмотреть на привычное тело с другой стороны и сейчас ищу этому форму.

Как текстиль становится искусством. Рассказывают художники «Открытых студий
Как текстиль становится искусством. Рассказывают художники «Открытых студий "Винзавода"» (фото 5)

Татьяна Прыставка

Я не так давно увлеклась шитьем, в основном шью на швейной машине абстрактные фигуры. Честно говоря, это прямо открытие этого года. Пока что я только изучаю этот метод, но чувствую большой потенциал. Больше всего ценю тактильное разнообразие тканей и различных материалов, которые можно сшить на машинке.

Как текстиль становится искусством. Рассказывают художники «Открытых студий
Как текстиль становится искусством. Рассказывают художники «Открытых студий "Винзавода"» (фото 6)
Как текстиль становится искусством. Рассказывают художники «Открытых студий
Как текстиль становится искусством. Рассказывают художники «Открытых студий "Винзавода"» (фото 7)

В текстильных работах я иду скорее не от идеи, а от материала. Сопоставляю разные фактуры, но пока что скорее в виде эксперимента. В отличие от керамики, с которой я уже много экспериментировала и при работе с которой концепция чаще приходит первой, а уже потом находится образ в материале.

Чаще всего я ставлю перед собой задачу перевернуть какие-то привычные паттерны в абсурдном или ироничном ключе. Темы подбираются сами, обычно они просто не выходят из головы. Использую в основном чистые цвета, градиенты, простые формы, сетки, отсылающие к компьютерной графике.

В «Открытых студиях "Винзавода"» я работаю над керамическим проектом, который придумался на фоне массовых переездов в начале весны. Использую кафельную плитку. Беру за основу ветхие, временные образы. Исследую понятие дома как приписывания себе пространства.

Как текстиль становится искусством. Рассказывают художники «Открытых студий
Как текстиль становится искусством. Рассказывают художники «Открытых студий "Винзавода"» (фото 8)

Как текстиль становится искусством. Рассказывают художники «Открытых студий
Как текстиль становится искусством. Рассказывают художники «Открытых студий "Винзавода"» (фото 9)

Катика

Я долго училась быть художником и параллельно вязала крючком — это было хобби. На последнем курсе художественной академии решила скрестить эти два луча. Произошел взрыв пространственно-временного континуума, и вот я вяжу картины.

Как текстиль становится искусством. Рассказывают художники «Открытых студий
Как текстиль становится искусством. Рассказывают художники «Открытых студий "Винзавода"» (фото 10)
Как текстиль становится искусством. Рассказывают художники «Открытых студий
Как текстиль становится искусством. Рассказывают художники «Открытых студий "Винзавода"» (фото 11)

В основном мои работы — ироничные размышления над прошлым и популярным. Секс, религия, Glitché (как прием). В портретах мне удается больше выложиться. «Всё связано» — это лейтмотив всего, что я делаю как в прямом, так и в переносном смысле. Отсюда серии «Привязанность», «Родственные связи», работы про космос, шибари, навязанные обществом идеалы.

Сначала у меня появляется идея. Я записываю ее, далее рисую эскизы, раньше делала это на бумаге или холсте, а теперь на планшете. Потом крашу пряжу и вяжу.

Как текстиль становится искусством. Рассказывают художники «Открытых студий
Как текстиль становится искусством. Рассказывают художники «Открытых студий "Винзавода"» (фото 12)

Сейчас я доделываю картины про 90-е и начинаю погружаться в проект «Спящие». «Спящие» — это серия работ, в том числе портретов людей, которые уже не проснутся.

Как текстиль становится искусством. Рассказывают художники «Открытых студий
Как текстиль становится искусством. Рассказывают художники «Открытых студий "Винзавода"» (фото 13)

Василиса Лебедева

Я работаю с различными материалами. Сейчас в основном использую войлок. Начала с ним работать благодаря прошлому опыту работы дизайнера одежды — у нас с сестрой был бренд одежды Sisters With Love. Во время карантина материалов особо не было, а у меня был огромный шкаф с тканями. Он мне очень пригодился. Так появился проект She — шитая ростовая кукла с одеждой. А когда появилась идея работы «Коконы» для выпускной выставки в ММОМА, то знание технологии и конструкции помогло понять, что лучше всего для нее подойдет войлочное полотно — его я шила по разработанным лекалам. Сейчас в основном работаю методом «наколки», но полотна сшиваю вручную — для меня в этом больше истории, связи с травмами и архаичным трудом.

Как текстиль становится искусством. Рассказывают художники «Открытых студий
Как текстиль становится искусством. Рассказывают художники «Открытых студий "Винзавода"» (фото 14)
Как текстиль становится искусством. Рассказывают художники «Открытых студий
Как текстиль становится искусством. Рассказывают художники «Открытых студий "Винзавода"» (фото 15)

Сначала я рисую эскиз, обычно он получается достаточно четким. И дальше я понимаю, из каких материалов и по какой технологии его лучше воплотить в жизнь. Конечно, практика вносит свои изменения, но, как правило, любая «проблема» в итоге работает на проект и на его глубину. Для меня важны темы осознанности, личной истории, отношений между людьми, жизни души.

Как текстиль становится искусством. Рассказывают художники «Открытых студий
Как текстиль становится искусством. Рассказывают художники «Открытых студий "Винзавода"» (фото 16)

Я полностью погружена в подготовку своей первой персональной выставки, которая должна пройти в галерее 30/7. Очень этого жду: бегаю между мастерской, магазинами, гончаркой и сварочным цехами. Иногда сплю. В «Открытых студиях» занимаюсь разработкой керамических форм, войлочными объектами и работой с пластиком.

Как текстиль становится искусством. Рассказывают художники «Открытых студий
Как текстиль становится искусством. Рассказывают художники «Открытых студий "Винзавода"» (фото 17)

Кирилл Манчунский

Мне нравится в текстильных работах сочетать новые супермодные итальянские ткани, допустим, с ретротекстилем с блошиного рынка. Этот контраст придает готовым работам особый вид. Еще я использую советские скатерти, гобелены, наволочки, простыни, банные шапки, рокерские футболки.

Как текстиль становится искусством. Рассказывают художники «Открытых студий
Как текстиль становится искусством. Рассказывают художники «Открытых студий "Винзавода"» (фото 18)
Как текстиль становится искусством. Рассказывают художники «Открытых студий
Как текстиль становится искусством. Рассказывают художники «Открытых студий "Винзавода"» (фото 19)
Как текстиль становится искусством. Рассказывают художники «Открытых студий
Как текстиль становится искусством. Рассказывают художники «Открытых студий "Винзавода"» (фото 20)

Помимо работы с текстилем, я выжигаю по дереву и начинаю изучать керамику. Планирую делать керамические вазы методом шликерного литья. Мои работы про бытовые, смешные, нелепые, выдуманные ситуации. Никаких глубоких смыслов в них нет. Это развлекательный контент.